Паньгу (пань, «блюдо», гу, «древний»), в древнекитайской мифологии первопредок, первый человек на земле. Мифы о П. зафиксированы письменно только в 3 в. н. э. Предполагают, что образ П. первоначально возник у южных племён - предков современных народов мяо и яо. Согласно «Сань у ли цзи» («Исторические записи о трёх правителях и пяти императорах») Сюй Чжэна (3 в. н. э.), вселенная первоначально представляла собой некое подобие содержимого куриного яйца. В это время родился П. По мере роста П. в течение 18 тысяч лет светлое начало (ян) образовало небо, а мутное (инь) - землю (см. Инь и ян). С П. связывается и происхождение явлений природы: ветер - его вдох, гром и молния - выдох, когда он открывает глаза - наступает день, закрывает - ночь. П. вырастал на 1 чжан (ок. 3 м) в день. П. вытянулся до гигантских размеров - расстояние, на которое небо отстоит от земли (90 тысяч ли, т. е. около 45 тысяч км). По другим средневековым источникам, смерть П. и части его трупа дали начало конкретным космическим явлениям и элементам рельефа. Дыхание П. стало ветром и облаками, голос - громом, левый глаз - солнцем, правый - луной, четыре конечности и пять частей тела - четырьмя пределами земли (четырьмя сторонами света) и пятью священными горами, кровь - реками, жилы и вены - дорогами на земле, плоть - почвой на полях, волосы на голове и усы - созвездиями, растительность на теле - травами и деревьями, зубы и кости - золотом и каменьями, костный мозг - жемчугом и нефритом, пот - дождём и росой. После смерти П. паразиты, жившие на его теле, превратились в людей. По другим записям, в древности ясную погоду объясняли хорошим настроением П., а плохую - дурным. Согласно древним верованиям, «душа» П. захоронена в Наньхае. Как сообщал писатель Жэнь фан (6 в.), в то время в Гуйлине (южный Китай) был храм П., где ему приносилась жертвенная еда и совершались моления («Шу и цзи», «Записи удивительного»).
В позднесредневековые времена П. изображали обычно с топором и зубилом в руках в момент отделения им неба от земли. Иногда П. рисовали с солнцем в одной руке и луной в другой, что объясняется соответствующей легендой, согласно которой, создавая вселенную, П. неверно расположил солнце и луну, которые одновременно скрылись за морем, оставив людей во мраке. Тогда государь повелел П. исправить ошибку. П. написал на левой ладони иероглиф «солнце», а на правой- «луна». Вытянув вперёд левую руку, он позвал солнце, потом вытянул правую и позвал луну. Так он повторил 7 раз, после чего солнце и луна поделили время суток между собой.
В позднем религиозном даосизме П.- один из верховных персонажей, член триады (первоначально вместе с Лао-цзы и Хуан-ди, а затем вместе с Юй-ди и Лао-цзы). Некоторые учёные непосредственно связывают образ П. с образом первопредка народов мяо и яо - Пань-ху или Пань-ваном.