Чикомекоатль

Чикомекоатль - в мифологии ацтеков богиня кукурузы и фруктов — вообще всего урожая. Кукуруза у ацтеков представлена женщиной, хотя иногда ее отождествляли и с Сентеотлем, разделявшим эту функцию с Шилонен. Шилонен олицетворяла собой молодую зеленую кукурузу, «шилотль»; Дуран описывал ее как «вечно движущуюся, остающуюся свежей и мягкой, как молодой початок кукурузы». Чикомекоатль представляла кукурузу в ее зрелом виде; почести ей воздавали во время сбора урожая. Имя ее означает «Семь змей». Иногда ее изображали в виде змеи с семью головами, потому что именно она насылала на землю холод или неурожай. Но когда зерна было достаточно, богиню называли Чальчиусиуатль, что значит «Владычица драгоценного камня».

Кукуруза представляла для мексиканской цивилизации ни с чем не сравнимую ценность. Согласно мифу о творении, пересказанному выше, люди первого «солнца» питались желудями, во время второго — маисом, растущим в воде, во время третьего — тоже маисом, но более похожим на современный. Что касается четвертого периода, то нам неизвестно, чем питались его обитатели. В пятую эпоху маис появился как дар муравьев Кецалькоатль. Этот миф в измененной форме до сих пор бытует среди представителей племен группы науатль.

Праздник, посвященный Чикомекоатль, проводился в сентябре (месяц Очпанитцль), вместе с праздниками в честь Атлатонан и Тоси. Сначала отмечали праздник Атлатонан — богини прокаженных и тех, кто страдал от болячек и уродств. После этого следовал пост, вслед за которым сразу же отмечали праздник Чикомекоатль. Выбирали «ишиптла» — девушку, представляющую богиню, одевали ее в прекрасное платье и водили по домам знати, где она танцевала. Затем ее усаживали на носилки и благодарили за обильный Урожай. Потом девушку относили в храм Уицилопочтли и усаживали напротив идола Чикомекоатль, возле помещения, где представители знати отмечали конец поста. Там ее окуривали благовониями в последний раз и обезглавливали, а кровью жертвы окропляли идол Чикомекоатль, зерно, перец, кабачки и другие овощи и семена, на которых она стояла. Затем с тела сдирали кожу и одевали в нее жреца. Кожа жертв часто сравнивалась с листьями, опадающими со зрелого початка. Позже вошло в обычай вырезать сердца пленникам и другим жертвам, а их тела вместе с телом девушки предлагать знати в качестве угощения.

Яндекс.Метрика